E-mail:
Телефон:
ул. Машезерская, д. 48 б
Администрация (8142) 574004
Вахта (8142) 573230
Медицинский кабинет (8142) 571129

ул. Александра Невского д. 40а
Администрация (8142) 570731
Адрес:
185003 Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Машезерская, д. 48 б 185003 Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Александра Невского д. 40а

Практика организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся из семей участников (ветеранов) специальной военной операции

 Практика организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся из семей участников (ветеранов) специальной военной операции

 Стратегическими задачами государства на сегодняшний день является создание необходимых условий для полноценного, всестороннего, гармоничного формирования и развития детей, как поколения будущего, определяющего потенциал и ресурс страны в целом. В этой связи становится особенно важным учет абсолютно разных категорий детей и, в первую очередь, тех, кто оказался в социально уязвимом положении. Среди таких целевых категорий особое внимание исполнительным органам субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, следует уделить обучающимся, родители (законные представители) которых являются ветеранами (участниками) специальной военной операции. Данная категория обучающихся нуждается в особой комплексной поддержке и сопровождении в процессе их образования, социализации, воспитания и развития.

В целях оказания психолого-педагогической помощи и сопровождения обучающихся из числа семей ветеранов (участников) специальной военной операции (в дальнейшем СВО) составлена данная программа.

Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:

    1. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
    2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года
    3. Письмо Министерства Просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 11 августа 2023 года, №АБ-3386/07 «О направлении алгоритма»
    4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
    5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 

Период внедрения программы: С мая 2024г.  по настоящее время

Целевые группы: дети из семей участников СВО, их родственное окружение

Цель программы:

Комплексная помощь и поддержка детей из семей участников СВО, их родственного окружения, направленная на уменьшение негативного эмоционального фона, нормализацию их психологического состояния, формирование безопасной поддерживающей социальной среды

Задачи программы:

    1. Расширение спектра деятельности учреждения, развитие модели комплексной помощи участникам целевой группы.
    2. Развитие системы психолого-педагогической поддержки детей, воспитывающихся в семьях участников СВО и их родственного окружения с использованием эффективных технологий и практик.
    3. Освоение технологий оказания комплексной помощи в кризисных ситуациях, отработка подходов к решению проблем участников целевой группы.
    4. Предоставление информации по вопросам получения необходимой социальной, юридической и психологической помощи.
    5. Формирование безопасной поддерживающей социальной среды для участников целевой группы.

Описание программы «Мы вместе»:

Разработана и внедряется программа «Мы вместе». С мая 2024 года создана «Программа  психологической помощи семьям военнослужащих, участвующих в СВО». Оказывается помощь в кабинете психолога, по телефону.

Деятельность программы направлена на снижение психоэмоционального напряжения, поиск внутренних ресурсов для восстановления равновесия. Используемые технологии: тренинги участников целевой группы на снятие уровня тревожности, развития эмоционально волевой сферы, преодоления проблем в сфере общения, проблем в поведении; МАК, песочная, сказкотерапия, арт-терапия и др., результат деятельности  - снятие остроты состояния тревожности, улучшение морально-психологического настроя. Совместные мероприятия помогают нормализовать психологический микроклимат семьи. Практика решает задачи по оказанию комплексной помощи и поддержки участников целевой группы.

Социальная значимость программы «Мы вместе»:

Программа «Мы вместе» способствует адаптации членов семьи участников СВО к новым условиям жизни. Помогает стабилизировать эмоциональный фон, снять психоэмоциональное напряжение и актуализировать ресурсы взрослых членов семьи для принятия сложившейся ситуации. С детьми позволяет проработать переживания и страхи, снизить уровень тревожности и сформировать безопасную поддерживающую социальную среду.

План сопровождения детей ветеранов (участников) специальной военной операции, воспитанников МДОУ «Детский сад №20» на 2024-2025 учебный год

Задачи:

-организация и проведение мероприятий, направленных на формирование в МДОУ «Детский сад №20»  необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО;

-оказание экстренной психологической помощи, психологической коррекции и поддержки детям ветеранов (участников) СВО и членам их семей;

- обеспечение информирования детей ветеранов (участников) СВО, членов их семей, педагогических работников образовательной организации о возможности и ресурсах получения психологической помощи, психолого-педагогической поддержки.

 

Мероприятия

 

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении

I

Мониторинг психологического состояния детей ветеранов

1

Скрининговое обследование (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи.

Выявление уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям (при поступление в МДОУ)

Выявление особенностей и возможных причин дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи.

Диагностика психологического климата коллектива, взаимодействия со сверстниками и взрослыми  

Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей.

Наблюдение, диагностика – мониторинг для выявления признаков деструктивного переживания горя (утраты)

(при необходимости)

В течение года

Педагог-психолог

 

II

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации;

1

Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в поведении;

В течение года

Педагог-психолог

 

2

Организация и совместное осуществление педагогом -психологом и воспитателями психолого-педагогической коррекции выявленных по результатам диагностики, в психическом развитии детей ветеранов (участников) СВО недостатков, нарушений социализации и адаптации;

В течение года

Педагог-психолог, воспитатели

 

3

Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями;

В течение года

Педагог-психолог, воспитатели

 

III

Психологическое консультирование – оказание психологической помощи обучающимся, пережившим травматическое событие

1

Психологическое консультирование участников образовательных отношений;

В течение года

Педагог-психолог

 

2

Оказание психологической поддержки в ситуации расставания с родителем (законным представителем), участвующим в СВО

В течение года

Педагог-психолог

 

3

Оказание психологической помощи по запросу, в ситуации потери

В течение года

Педагог-психолог

 

IV

Психологическое просвещение

1

Повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся

В течение года

Педагог-психолог

 

2

Повышение психологической компетентности других участников образовательных отношений и педагогического состава в вопросах обучения и воспитания детей, переживших травматическое событие

В течение года

Педагог-психолог

 

3

Размещение информации о дополнительных ресурсах для обращения за психологической помощью

(по мере поступления новой

Информации)

Педагог-психолог

 

V

Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников в процессе обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении).

1

Формирование необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья);

В течение года

Администрация, педагог-психолог

 

2

Мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения обучающихся к образовательной деятельности, на обучение коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции, совладания в трудных и проблемных ситуациях, а также на создание системы психологической поддержки.

В течение года

Администрация,  педагог-психолог

 

3

Создание системы психологической поддержки.

В течение года

Администрация,  педагог-психолог

 

VI

Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности  образовательной среды дошкольного образовательного учреждения

1

Консультирование воспитателей образовательной организации при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся

В течении года (по запросу)

Педагог-психолог

 

VII

Психолого-педагогическое и методическое сопровождение процесса освоения основных и дополнительных образовательных программ воспитанниками  целевой группы

1

 Разработка рекомендации для педагогов:

- консультации и рекомендации по взаимодействию с детьми, по дифференциальному подходу к каждому ребенку.

-методическая и психологическая поддержка воспитателей образовательного учреждения, осуществляющих работу с семьёй, где есть дети ветеранов (участников) специальной военной операции

- Разработка рекомендаций по формированию и развитию эмоционального интеллекта

В течение года

Педагог-психолог

 

 

Материально-техническое

обеспечение

Кабинет психолога, компьютерное и мультимедийное оборудование, оргтехника. Арт-терапевтическое, игровое и сенсорное оборудование для проведения коррекционных, совместных мероприятий.

 

Список вспомогательных методических материалов:

    1. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. - М.: Речь, 2010
    2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». http://pedlib.ru/Books/3/0001/3_0001-1.shtml.
    3. Есина О. Б. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей: психосоциальные
      факторы формирования, клинические характеристики и проблемы диагностики.
      Дисс…канд. мед. наук. СПб, 2017.
    4. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие. – М., 2001
    5. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – Сфера- 2014
    6. Семенович А.В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция.Дошкольники. – М.: Дрофа, 2014