Практика организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся из семей участников (ветеранов) специальной военной операции
Практика организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся из семей участников (ветеранов) специальной военной операции
Стратегическими задачами государства на сегодняшний день является создание необходимых условий для полноценного, всестороннего, гармоничного формирования и развития детей, как поколения будущего, определяющего потенциал и ресурс страны в целом. В этой связи становится особенно важным учет абсолютно разных категорий детей и, в первую очередь, тех, кто оказался в социально уязвимом положении. Среди таких целевых категорий особое внимание исполнительным органам субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, следует уделить обучающимся, родители (законные представители) которых являются ветеранами (участниками) специальной военной операции. Данная категория обучающихся нуждается в особой комплексной поддержке и сопровождении в процессе их образования, социализации, воспитания и развития.
В целях оказания психолого-педагогической помощи и сопровождения обучающихся из числа семей ветеранов (участников) специальной военной операции (в дальнейшем СВО) составлена данная программа.
Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:
- «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года
- Письмо Министерства Просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 11 августа 2023 года, №АБ-3386/07 «О направлении алгоритма»
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Период внедрения программы: С мая 2024г. по настоящее время
Целевые группы: дети из семей участников СВО, их родственное окружение
Цель программы:
Комплексная помощь и поддержка детей из семей участников СВО, их родственного окружения, направленная на уменьшение негативного эмоционального фона, нормализацию их психологического состояния, формирование безопасной поддерживающей социальной среды
Задачи программы:
- Расширение спектра деятельности учреждения, развитие модели комплексной помощи участникам целевой группы.
- Развитие системы психолого-педагогической поддержки детей, воспитывающихся в семьях участников СВО и их родственного окружения с использованием эффективных технологий и практик.
- Освоение технологий оказания комплексной помощи в кризисных ситуациях, отработка подходов к решению проблем участников целевой группы.
- Предоставление информации по вопросам получения необходимой социальной, юридической и психологической помощи.
- Формирование безопасной поддерживающей социальной среды для участников целевой группы.
Описание программы «Мы вместе»:
Разработана и внедряется программа «Мы вместе». С мая 2024 года создана «Программа психологической помощи семьям военнослужащих, участвующих в СВО». Оказывается помощь в кабинете психолога, по телефону.
Деятельность программы направлена на снижение психоэмоционального напряжения, поиск внутренних ресурсов для восстановления равновесия. Используемые технологии: тренинги участников целевой группы на снятие уровня тревожности, развития эмоционально волевой сферы, преодоления проблем в сфере общения, проблем в поведении; МАК, песочная, сказкотерапия, арт-терапия и др., результат деятельности - снятие остроты состояния тревожности, улучшение морально-психологического настроя. Совместные мероприятия помогают нормализовать психологический микроклимат семьи. Практика решает задачи по оказанию комплексной помощи и поддержки участников целевой группы.
Социальная значимость программы «Мы вместе»:
Программа «Мы вместе» способствует адаптации членов семьи участников СВО к новым условиям жизни. Помогает стабилизировать эмоциональный фон, снять психоэмоциональное напряжение и актуализировать ресурсы взрослых членов семьи для принятия сложившейся ситуации. С детьми позволяет проработать переживания и страхи, снизить уровень тревожности и сформировать безопасную поддерживающую социальную среду.
План сопровождения детей ветеранов (участников) специальной военной операции, воспитанников МДОУ «Детский сад №20» на 2024-2025 учебный год
Задачи:
-организация и проведение мероприятий, направленных на формирование в МДОУ «Детский сад №20» необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО;
-оказание экстренной психологической помощи, психологической коррекции и поддержки детям ветеранов (участников) СВО и членам их семей;
- обеспечение информирования детей ветеранов (участников) СВО, членов их семей, педагогических работников образовательной организации о возможности и ресурсах получения психологической помощи, психолого-педагогической поддержки.
|
Мероприятия
|
Сроки |
Ответственные |
Отметка о выполнении |
I |
Мониторинг психологического состояния детей ветеранов |
|||
1 |
Скрининговое обследование (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи. Выявление уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям (при поступление в МДОУ) Выявление особенностей и возможных причин дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи. Диагностика психологического климата коллектива, взаимодействия со сверстниками и взрослыми Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей. Наблюдение, диагностика – мониторинг для выявления признаков деструктивного переживания горя (утраты) (при необходимости) |
В течение года |
Педагог-психолог |
|
II |
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации; |
|||
1 |
Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в поведении; |
В течение года |
Педагог-психолог |
|
2 |
Организация и совместное осуществление педагогом -психологом и воспитателями психолого-педагогической коррекции выявленных по результатам диагностики, в психическом развитии детей ветеранов (участников) СВО недостатков, нарушений социализации и адаптации; |
В течение года |
Педагог-психолог, воспитатели |
|
3 |
Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями; |
В течение года |
Педагог-психолог, воспитатели |
|
III |
Психологическое консультирование – оказание психологической помощи обучающимся, пережившим травматическое событие |
|||
1 |
Психологическое консультирование участников образовательных отношений; |
В течение года |
Педагог-психолог |
|
2 |
Оказание психологической поддержки в ситуации расставания с родителем (законным представителем), участвующим в СВО |
В течение года |
Педагог-психолог |
|
3 |
Оказание психологической помощи по запросу, в ситуации потери |
В течение года |
Педагог-психолог |
|
IV |
Психологическое просвещение |
|||
1 |
Повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся |
В течение года |
Педагог-психолог |
|
2 |
Повышение психологической компетентности других участников образовательных отношений и педагогического состава в вопросах обучения и воспитания детей, переживших травматическое событие |
В течение года |
Педагог-психолог |
|
3 |
Размещение информации о дополнительных ресурсах для обращения за психологической помощью |
(по мере поступления новой Информации) |
Педагог-психолог |
|
V |
Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников в процессе обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении). |
|||
1 |
Формирование необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья); |
В течение года |
Администрация, педагог-психолог |
|
2 |
Мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения обучающихся к образовательной деятельности, на обучение коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции, совладания в трудных и проблемных ситуациях, а также на создание системы психологической поддержки. |
В течение года |
Администрация, педагог-психолог |
|
3 |
Создание системы психологической поддержки. |
В течение года |
Администрация, педагог-психолог |
|
VI |
Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды дошкольного образовательного учреждения |
|||
1 |
Консультирование воспитателей образовательной организации при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся |
В течении года (по запросу) |
Педагог-психолог |
|
VII |
Психолого-педагогическое и методическое сопровождение процесса освоения основных и дополнительных образовательных программ воспитанниками целевой группы |
|||
1 |
Разработка рекомендации для педагогов: - консультации и рекомендации по взаимодействию с детьми, по дифференциальному подходу к каждому ребенку. -методическая и психологическая поддержка воспитателей образовательного учреждения, осуществляющих работу с семьёй, где есть дети ветеранов (участников) специальной военной операции - Разработка рекомендаций по формированию и развитию эмоционального интеллекта |
В течение года |
Педагог-психолог |
|
Материально-техническое обеспечение |
Кабинет психолога, компьютерное и мультимедийное оборудование, оргтехника. Арт-терапевтическое, игровое и сенсорное оборудование для проведения коррекционных, совместных мероприятий. |
Список вспомогательных методических материалов:
- Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. - М.: Речь, 2010
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». http://pedlib.ru/Books/3/0001/3_0001-1.shtml.
- Есина О. Б. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей: психосоциальные
факторы формирования, клинические характеристики и проблемы диагностики.
Дисс…канд. мед. наук. СПб, 2017. - Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие. – М., 2001
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – Сфера- 2014
- Семенович А.В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция.Дошкольники. – М.: Дрофа, 2014